Есть стереотип, что «сгореть» можно только на работе, которую не любишь, где каждый день — мучение, и бесконечно приходится переступать через скуку, апатию и рутину. А на любимой работе якобы так не бывает: там ведь все наполнено азартом и смыслом. Но любовь к своему делу может заставить забыть про отдых, закрыть глаза на токсичные условия и превратить всю жизнь в один бесконечный рабочий день.

Что такое выгорание

Эмоциональное (профессиональное) выгорание — это результат хронического стресса на работе, который человеку не удалось преодолеть. 

Это вызывает целый «букет» физических и психологических симптомов, например:

  • хроническая усталость (отдых перестает помогать)
  • апатия и безразличие к работе и ее результатам
  • сложности с концентрацией внимания
  • притупление чувств и эмоций
  • постоянная подавленность и высокая тревожность
  • нарушения сна, головные боли и другие болезни

Есть данные, что чаще всего выгоранию подвержены те, чья работа связана с общением с большим количеством людей, специалисты помогающих профессий (врачи, учителя), а также менеджеры. Влияют также условия работы и отношение человека к ней — в каждом случае выгорания это индивидуальное сочетание факторов.

Мы попросили читателей Alter поделиться своими историями о выгорании на любимой работе. Истории, которые не вошли в статью, вы сможете увидеть в наших соцсетях.

эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, стадии, здоровье важно, развернуть ветку, ответить

Ирина, 28 лет: «Появилось отвращение к профессии в целом»

Как произошло выгорание: Работала по специальности — врачом в стационаре. Работать мне нравилось. Ради хорошей зарплаты решила взять больше часов. Выходил график 5/2 плюс несколько ночных смен в месяц (обычно 4-6).

Большую часть времени чувствовала себя хорошо, хотя, конечно, из-за нагрузки периодически наваливалась сильная усталость. А еще я нерегулярно и не всегда здорово питалась. 

Основные изменения заметила, когда начались проблемы в коллективе. Ушли несколько коллег, с которыми я хорошо общалась, и с кем можно было иногда поговорить и пошутить, от чего становилось легче. 

В итоге постепенно стала чувствовать себя хуже, накапливалось напряжение, появились тревожность, нарушение сна, усталость, настроение почти всегда было нехорошее. Уменьшила часы работы, но это никак не повлияло. В дальнейшем появилось практически отвращение к профессии в целом.

Что помогло от выгорания: Уволилась с той работы. Взяла перерыв на отдых. Начала ходить к психологу. Постепенно восстанавливаюсь. Сейчас чувствую себя лучше.

эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, стадии, здоровье важно, развернуть ветку, ответить

Ирина, 29 лет: «Я решила, что просто устала»

Как произошло выгорание: Я работала аккаунт-менеджером крупного международного клиента в маркетинговом агентстве. Нужно было полностью вести клиента на ежедневной основе и делать все, чтобы он был доволен.

В ноябре 2020 года я поняла: что-то не так. Для человека, который работает в рекламе и маркетинге, четвертый квартал года всегда особенно тяжелый, загруженный и нервный. Стало невмоготу вставать и бежать на работу, казалось, что тело физически отказывается работать. Не открывались глаза по утрам, неумышленно просыпала все будильники, считала часы до окончания рабочего дня. Появилась апатия, которая касалась всех сфер жизни. 

Решила, что просто устала: вот отдохну на новогодних праздниках, и с новыми силами в бой. Но после праздников ожидаемого чуда не случилось, апатия снова вернулась, от работы стало в прямом смысле слова тошнить, каждое письмо клиента приводило в дикий ужас, все вокруг безумно бесило и из равновесия могла вывести любая мелочь. 

Окончательно поняла, что выгорела, на встрече с руководителем. Тогда мы должны были посмотреть, чего я добилась за прошедший год. По идее, меня ждало повышение, если KPI, поставленные год назад, окажутся выполненными. И вот наступает эта встреча. Я очень готовилась, волновалась, хотела сделать все, чтобы добиться следующей ступени роста. Но как только руководитель открыла мою карточку с целями, и я увидела на ней свою следующую должность, меня будто ударило током. Я поняла, что просто не хочу ничего обсуждать. Руководителю так и сказала: «Кажется, я хочу уволиться».

Что помогло от выгорания: После разговора с руководителем меня отправили на встречу с HR и нашим генеральным директором, чтобы найти пути решения проблемы. Я благодарна именно этим трем людям за то, что помогли мне справиться и полностью поддержали.

«Уходить в никуда» в то время было небезопасно: на нашем рынке из-за пандемии было мало вакансий. Мне дали полную свободу действий: попросили сгоряча не принимать решений, отправили в оплачиваемый отпуск на месяц. Я планировала отдохнуть, найти новую работу или подумать, чем бы я хотела заняться в рамках той же компании. 

За месяц у меня были собеседования в трех довольно известных компаниях, но по разным причинам ни в одну из них я так и не попала. Поэтому стала думать о своем развитии в рамках той же компании. Поняла, что хотела бы заниматься стратегией, пришла с этой мыслью к своему руководству, которое меня очень поддержало, и для меня нашли место в команде диджитал-стратегов. 

Вот уже полтора года я на этой должности. Больше никакой работы с клиентами на ежедневной основе, я делаю презентации — то, чем всегда любила заниматься всегда. До сих пор каждый день узнаю что-то новое.

Что немаловажно, стараюсь соблюдать work-life balance. Кажется, основная проблема моего первого (и надеюсь, последнего) выгорания была в том, что я с головой уходила в работу, многое принимала близко к сердцу и крайне редко находила время на себя.

эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, стадии, здоровье важно, развернуть ветку, ответить

Адель, 27 лет: «Мне казалось, что я ничего не делаю»

Как произошло выгорание: Я работала руководителем отдела поддержки клиентов в маркетплейсе. Когда я пришла в отдел, он уже существовал, но там не работало ничего. Мне нужно было создать все процессы с нуля. 

Я кинулась в омут с головой: несколько месяцев работала без выходных и личного времени. Я делала все: от регламентов до построения кросс-функционального взаимодействия. Мне это все очень нравилось. 

И вот процессы построены, отлажены, все заработало. А я перестала чувствовать интерес, меня затягивало в рутину. Да, поддержание работы отдела — это тоже большой труд, но его не так видно, как создание чего то нового и большого. Мне казалось, что я ничего не делаю, меня не видно, я прихожу, делаю все то же, что вчера, и не могу придумать ничего больше и лучше. 

Я сходила в отпуск, но чувство усталости и собственной бесполезности не прошло. Оно усилилось. Я не получала обратной связи от руководства — ни плохой, ни хорошей. Решала все задачи на автомате. Не могла делать простые вещи, а на сложные у меня не хватало сил.

Что помогло от выгорания: Я записалась к психологу.

Но до этого я пыталась отстраниться. Проводила с коллегами в зоне отдыха больше времени, чем за рабочим столом. Это не помогало, тревога и чувство бесполезности усиливались. Я пыталась отдохнуть, но единственное желание было «лечь еще сильнее, хотя и так лежишь».

Сейчас с психологом мы работаем над тем, что нужно ценить и маленькие достижения, не обязательно каждый шаг должен быть великим. Я в процессе.

эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, стадии, здоровье важно, развернуть ветку, ответить

Ксения, 29 лет: «Мне было стыдно, что я попала в такую ситуацию»

Как произошло выгорание: Я всегда хотела работать с детьми, но считала, что без педагогического образования мне это недоступно. И вот однажды я нашла вакансию наставника в городе профессий (проект, где дети могут познакомиться с разными профессиями, — Alter). Для нашего города это был первый такой проект. Набранных сотрудников (и меня в том числе) повезли в крупный город на стажировку. Это был классный опыт, коллектив начал сплачиваться и, как мне казалось, мы все работали на общее благое дело. Почти дивный новый мир.

В начале я была так вдохновлена, что могла работать без выходных, задерживалась после окончания рабочего дня (как и многие сотрудники). Мне было в радость. Я не уставала. Как можно уставать на работе мечты? И все было прекрасно. Были дети, которые хотели ходить на занятия только ко мне. При встрече они бежали ко мне обниматься. Это было трогательно. 

Но со временем посетителей становилось все меньше, начались штрафы, придирки, «сплетни-интриги-расследования», и как следствие, текучка кадров. Занятия с детьми я по-прежнему любила, а все остальное в работе опостылело. Дивный новый мир из старых деталей не построить. 

В период новогодних утренников проходимость клиентов резко повышалась. Тогда меня ничто не радовало. В выходные я просто лежала, плакала, включала фоном разные видео. Смотреть их не могла. 

Я перестала высыпаться, не хотелось общаться с друзьями и семьей. Мне было стыдно, что я попала в такую ситуацию. Близкие уговаривали меня уволиться, но я не могла. Мне казалось, что лучше работы у меня не будет. И вообще ничего хорошего не будет.

В итоге меня перевели на ресепшн. Там я совсем загрустила. Ничего не радовало. 

Что помогло от выгорания: «Помогла» пандемия. Нам предложили сидеть в неоплачиваемом отпуске или уволиться. Я уволилась. Через полгода предложили вернуться. Я не смогла. Сил не было.

Прошло уже почти два года. Только сейчас я начала восстанавливаться. Мне очень помогли друзья и семья. Не оставляли меня одну, звали на встречи, спрашивали, чем могут помочь. Помогло осознание, что я сливаюсь не только с людьми, но и с работой тоже.

эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, стадии, здоровье важно, развернуть ветку, ответить

Марина, 39 лет: «Я попала в абьюзивные отношения на работе»

Как произошло выгорание: Я проработала 15 лет в организации, которая занимается детским отдыхом, то есть лагерями. 

Девиз всего этого можно сформулировать так: «впихнуть невпихуемое». Зимой, весной и осенью в каникулы это выезды и работа с детьми: я была инструктором, еще раньше — вожатой. Снимала видео и монтировала ролики. Летом была административная работа, объем которой не соответствовал человеческим возможностям. В течение года я руководила клубом, учила будущих инструкторов для работы в лагере, руководила школой вожатых. 

Выгоранию способствовали несколько причин: слишком большой объем работы, неподходящие мне обязанности (я — интроверт, работа с огромным количеством людей не для меня). И самое главное — токсичный коллектив и психологическое насилие со стороны коллег и руководства. Позже поняла, что попала в абьюзивные отношения на работе. 

Поняла, что выгораю, когда работа перестала приносить удовольствие, хотя была интересной, не однообразной, в какой-то мере творческой. Поняла, что иду туда без радости, жду, когда кончится рабочий день, что настроение портится именно там. Все проекты стали будто по накатанной, когда приезжала на смены, не было новизны. 

Мои обязанности никто не мог выполнять, поэтому часто была на связи даже в отпуске. Негатив стал расти дикими темпами. Отношения с коллегами и руководством портились. Меня все больше обесценивали, подставляли. Появились придирки, зарплату не хотели повышать, унижения вошли в твердую привычку. Если пыталась поговорить, всегда строили из себя жертву, и вообще: «Мы же как лучше хотим».

Что помогло от выгорания: Наверное, я бы справилась с выгоранием, если меня уважали, грамотно распределили обязанности, повысили бы зарплату, был бы нормальный отпуск и выходные. 

Но я поняла, что выхода нет и быть не может. За полгода до летних смен сказала, что больше не поеду и хочу уволиться. Была уверена, что это отрезвит, но нет. «Ты подставляешь», — такой ответ я получила, хотя была бы не против благодарности за 15 лет работы. И это была хорошая работа — я ведь по природе трудоголик, ответственный и дисциплинированный сотрудник. 

До сих пор не отпускает эта ситуация. С тех пор не хочу работать в коллективе, в организации. Ощущение, что выгорела на всю жизнь. 

эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, стадии, здоровье важно, развернуть ветку, ответить

Комментарий психолога

Вячеслав Донин, психолог Alter: «На любимой работе — как с любимым человеком»

Любимая работа в плане выгорания даже коварнее нелюбимой. Когда на любимой работе делаешь больше, чем способен физически, можно дольше не замечать усталость из-за азарта, драйва и удовольствия от процесса. Усталость имеет свойство накапливаться, и рано или поздно физиология возьмет свое.

Если человек любит свою работу, это может быть фактором риска: ему труднее остановиться. Часто такие люди начинают работать в свободное время, и это приводит к тому, что они совсем не отдыхают. Трудоголизм — пример поведения, которое ведет к выгоранию.

На любимой работе люди перегорают от физического переутомления, а на нелюбимой — в первую очередь из-за того, что постоянно терпят, перешагивают через себя. И это усиливает и ускоряет выгорание.

Но любимая работа станет через какое-то время нелюбимой, если человек будет недостаточно о себе заботиться: регулярно недоедать, недосыпать, жертвовать отдыхом. 

Помимо физиологии, влияют и другие факторы. Если на любимой работе в течение долгого времени ничего не меняется, она становится скучной и постепенно перестает приносить удовлетворение. Это может быть усилено нейронными особенностями: например, для человека с СДВГ рутина станет ужасным наказанием. Также может сильно влиять, если от человека требуют слишком многого: если он делает больше, чем физически может, рано или поздно это тоже приводит к выгоранию.

На любимой работе — как с любимым человеком. Я рекомендую выстраивать отношения так, чтобы не растворяться в них полностью, не терять себя, не забывать, что есть еще и личная жизнь, потребности организма, эмоциональные нужды. Нужно не забывать, для чего вы работаете. Иначе в какой-то момент работа будет единственным, что приносит удовольствие, а потом и она перестанет радовать.

эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, стадии, здоровье важно, развернуть ветку, ответить

Как распознать выгорание

На основе историй наших читателей о выгорании мы выделили список красных флагов, на которые стоит обратить внимание. Выгорание на разных стадиях и у разных людей может выглядеть неодинаково, но если вы обнаружили у себя больше 7 симптомов, пожалуйста, постарайтесь позаботиться о себе и обратиться за помощью.

🚩 Вы не высыпаетесь и просыпаетесь усталым/ой

🚩 Часто пропускаете приемы пищи 

🚩 Не делаете перерывы в работе, а если делаете — не успеваете восстановиться

🚩 Вы часто чувствуете тревогу и/или раздражаетесь, особенно на работе

🚩 То, что раньше давалось легко, теперь требует огромных усилий

🚩 У вас нет времени и сил на близких

🚩 Вы не можете вспомнить, когда в последний раз отдыхали

🚩 Вам мало что приносит удовольствие

🚩 Вам трудно сфокусироваться, вы легко отвлекаетесь

🚩 Вы всегда на работе — если не телом, то мыслями

🚩 Все, что вы делаете, кажется бессмысленным и никому не нужным

🚩 Вы начали избегать обязанностей и прокрастинировать, хотя раньше не вели себя так 

Здесь вы можете пройти тест на уровень выгорания, который мы создали вместе с сервисом развития карьеры Эйч. К специалисту стоит обратиться сразу же, как только стало ясно, что вы не справляетесь с симптомами самостоятельно.

Психолог-психотерапевт поможет разобраться с причинами выгорания и изменить образ жизни, при необходимости порекомендует консультацию психиатра.

Оцените статью
[Всего: 195 Рейтинг: 1.4]
Консультация психолога онлайн: безопасно и эффективно

Нужна помощь, но вы не знаете, куда обратиться? Найти своего психотерапевта можно в Alter. Услуги подбора специалиста доступны круглосуточно, бесплатно и без регистрации. А если нужно срочно попасть на сеанс — напишите в чат поддержки. Все анонимно и конфиденциально, и никто, кроме выбранного вами специалиста, не узнает детали вашего обращения. Мы поможем найти психолога, который вас поймет.

Поделиться постом

Комментарии

  1. Знаю по себе: если на ранних стадиях выгорание ещё можно предотвратить, то на более поздней стадии часто уже остаётся только спасаться. Никакой профессиональный рост не стоит здоровья, если забивать на отдых и личную жизнь, организм ответит так, что мало не покажется. Но остановиться так сложно, даже если понимаешь, что это важно, хочется сделать больше и лучше, а в итоге — истощение и апатия((

  2. По своему опыту помню, что правда очень важен коллектив — даже при супернапряженном графике здорово помогало просто посмеяться между делом с коллегами, обсудить задачи, сложности и проблемы. Это давало эмоциональный отдых, помогало сопротивляться истощению.

💬 Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.