Стереотип: что это такое
Стереотип (по гречески στερεός — «твердый», «пространственный» и τύπος — «отпечаток») представляет собой устойчивый и упрощенный образ социальной группы или явления, которое приобретается не на основе личного опыта, а передается извне.
В исходном контексте, этот термин применялся в типографской сфере. Первоначальное определение термина в современном понимании было предложено американским журналистом и государственным деятелем Уолтером Липпманом в 1922 году в его знаменитой работе «Общественное мнение». Липпман использовал понятие стереотипов с негативным оттенком, считая, что они побуждают нас останавливаться на полпути, не разбираясь в сути вопроса. Он критиковал средства массовой информации за использование стереотипов для манипулирования аудиторией.
Следует отметить, что стереотипы не всегда являются исключительно негативными. В исходной своей форме они служили как своего рода ментальными ярлыками, облегчая ориентацию в мире для нашего мозга. В первобытных обществах, стереотипы были полезны для различения хищников от безопасных животных, а также для выделения своих племенных соплеменников от других групп. Мозг отмечал характерные признаки своей группы, такие как цвет кожи, язык и поведение, что позволяло распознавать и отличать другие группы. С течением времени человеческое общество стало разнообразнее, и взаимодействие между различными группами усложнилось, что привело к появлению новых стереотипов.
Современный индивидуум приобретает стереотипы из различных источников, включая семью, средства массовой информации и профессиональные сферы. Как правило, люди воспринимают стереотипы без должной критики и принимают их на веру. Более того, иногда последующий личный опыт может быть подстроен под уже существующие стереотипы, и изменение укорененных убеждений происходит медленно.
Стереотипы оказывают значительное воздействие на взаимодействие между индивидами и социальными группами. Иногда стереотипы представляют собой искаженное и чрезмерно негативное восприятие объекта, в таких случаях их называют предубеждениями или предрассудками.
Виды стереотипов
Как заявляет известный исследователь из Израиля, Юваль Харари, человечество достигло вершины в борьбе между видами благодаря способности объединяться в большие группы, опираясь на различные критерии. На первых этапах эволюции люди объединялись в племена исключительно на основе физических характеристик, но с течением времени эти группы стали формироваться вокруг более абстрактных идей, таких как язык, религия, нация, профессия, корпорация, субкультура и так далее. Особенности каждой из этих групп становились отличительными чертами в глазах посторонних, а потом превращались в стереотипы, часто отличающиеся от реальных характеристик «исходной» группы.
Сегодня существует множество стереотипов, связанных практически с любой социальной группой. Наиболее распространенными среди них можно выделить следующие категории стереотипов:
- Гендерные стереотипы остаются действенными, приписывая различные роли и качества людям в зависимости от их пола, несмотря на значительные успехи женского движения в ХХ веке. По-прежнему встречаются утверждения вроде «мужчина в доме должен быть главой» или «женщина призвана заботиться о домашнем очаге». Даже в современных обществах женщины продолжают бороться за равную оплату труда, часто получая меньше за выполнение той же работы, преимущественно из-за стереотипа о том, что мужчинам поручена роль обеспечивать семью, в то время как женский заработок рассматривается как «дополнительный».
- Этнические и национальные стереотипы связаны с убеждениями о внешности, умственных способностях и характере представителей разных национальностей. Примерами могут служить утверждения вроде «русские пьют много» или «немцы всегда пунктуальны». Часто такие стереотипы являются неточными и мало соответствуют реальности. Злоупотребление ими может привести к межнациональным конфликтам и недопониманию.
- Возрастные стереотипы (сегодня это явление называют эйджизмом) могут быть направлены как на молодых, рассматривая их как некомпетентных или наивных, так и на пожилых, представляя их как бессильных или устаревших.
- Религиозные стереотипы представляют собой систему предубеждений о прихожанах разных вероисповеданий. Например, можно услышать утверждения вроде «буддисты всегда спокойны и уделяют много времени медитации».
- Социальные и классовые стереотипы подразделяют общество на различные группы в зависимости от уровня дохода и социального статуса. Примерами могут служить утверждения вроде «все богатые люди стремятся уклоняться от уплаты налогов» или «рабочие на заводах часто считаются неграмотными». Исторически, такие стереотипы использовались коммунистическими режимами для мобилизации населения против «враждебного класса». Например, советская пропаганда создавала отрицательный образ зажиточных крестьян, известных как «кулаки», чтобы стимулировать другие группы на борьбу с ними.
- Внешние стереотипы касаются оценок личности и характера человека, основанных на его внешности. Например, существуют убеждения вроде «блондинки не очень умны» или «мужчины с бородой всегда воплощение мужества». Это тот случай, когда оценки делаются на основе внешних признаков, часто без учета истинных качеств человека.
Влияние стереотипов
Существует множество исследований, посвященных влиянию стереотипов на наше восприятие. Психолог из Принстонского университета, Сьюзан Фиске, исследовала воздействие расовых стереотипов на функцию амигдалы — части мозга, ответственной, среди прочего, за переживание страха.
В рамках этого эксперимента двум группам участников с европейским происхождением были показаны фотографии людей с кожей другой расы. Первой группе был задан вопрос о том, сколько лет людям на фотографиях. В этом случае амигдала реагировала активно, проявляя признаки страха. Во второй группе участникам задавали совершенно другой вопрос: «Какой овощ, по вашему мнению, эти люди предпочитают?» В этом случае активность амигдалы снизилась, и ученые наблюдали, что участники перестали испытывать страх. Фиске предполагает, что в случае второй группы респонденты рассматривали людей на фотографиях в более обыденном контексте, например, как они выбирают овощи в магазине или готовят их на кухне. При таком подходе опрашиваемые начали неосознанно устанавливать общие черты с субъектами фотографий, предполагая, что, возможно, им нравятся те же продукты.
Попытки угадать личные предпочтения позволили респондентам рассматривать людей на фотографиях как уникальных индивидуумов. Однако, в случае, когда вопрос был общим и абстрактным, они склонны были видеть их как часть общей группы, вызывая мгновенное активирование стереотипов. Этот феномен объясняется тем, что люди часто быстро прибегают к оценкам других на основе их групповых принадлежностей, будь то положительные или отрицательные стереотипы. Однако, когда начинают воспринимать индивидуумов из другой группы как уникальных личностей, стереотипы утрачивают свое влияние.
В другом исследовании, проведенном учеными из Университета Южной Джорджии в США, было выявлено, насколько сильно мы подвержены стереотипам, и как даже применяем их по отношению к себе. Эксперимент включал два стереотипа: «женщины не сильны в точных науках» и «азиаты хороши в математике». Двум группам женщин азиатского происхождения предложили выполнить математический тест одинаковой сложности. Перед тестом одной группе напомнили стереотип о женщинах, а другой — об азиатах. В результате первая группа продемонстрировала низкий уровень успеха, в то время как вторая группа проявила выдающиеся результаты.
Исследования подчеркивают, как важно осознавать влияние стереотипов на наши суждения и решения.
Польский социопсихолог Анри Тэшфел предложил объяснение тому, что делает человеческую психологию склонной к использованию стереотипов. Основываясь на своей теории социальной идентичности, Тэшфел утверждает, что для человека важно ощущать свою принадлежность к определенной группе. Это придает чувство принятия и помогает определить собственное место в обществе. Согласно этой теории, люди обычно склонны разделять других на «своих» и «чужих».
Для демонстрации своей идеи Тэшфел провел эксперимент, в котором он разделил мальчиков одного возраста, учащихся в одной бристольской школе, на две группы. Каждому участнику эксперимента Тэшфел задал несколько вопросов, и затем он заявил, что первая половина предпочитает творчество Кандинского, в то время как вторая половина выбирает другого абстракциониста по имени Кале (хотя вопросы не имели никакого отношения к искусству). Затем он предоставил им сумму денег, которую они должны были распределить между собой по какому-либо признаку. В результате участники эксперимента отдавали большее количество денег членам своей, искусственно образованной Тэшфелом, группы. Этот эксперимент продемонстрировал, что даже когда группы образованы случайным образом, мы автоматически начинаем более благосклонно относиться к «своим», чем к «чужим».
Как разрушить стереотипы
Избавиться от предвзятости возможно, но для этого требуются значительные усилия. Как правило, преодоление проблемы стереотипного мышления связано с работой над расширением своих знаний и круга общения. Профессор Патриция Девайн, проведя исследование, сформулировала некоторые рекомендации о том, как справиться с предвзятостью и стереотипами.Преодоление стереотипов включает в себя несколько подходов:
- Замена стереотипа: этот метод предполагает осознание собственных предвзятых взглядов на других людей и поиск альтернативных объяснений их поведению, отличных от устаревших стереотипов.
- Контрстереотипная визуализация: в данном случае вы можете вспомнить или вообразить людей из определенной группы, которые не соответствуют устоявшимся стереотипам, что поможет разрушить стереотипные представления.
- Индивидуализация: этот метод заключается в акцентировании внимания на уникальных качествах конкретного человека, вместо фокусировки на стереотипных чертах его группы.
- Перенятие перспективы: суть этого подхода заключается в попытке увидеть мир глазами другого человека, стараясь почувствовать, как было бы находиться на его месте.
- Контакт: активное вступление в контакт с людьми из разных социокультурных групп способствует расширению кругозора и пониманию разнообразия мировоззрений.
Научные исследования подтверждают, что успехи отдельных представителей определенных групп способны изменить в лучшую сторону общие представления о всей этой группе. Более того, такие успехи способствуют повышению мотивации самих членов этой группы. Например, исследования показали, что существует положительная связь между действиями Обамы, когда он был президентом США, и академическими успехами темнокожих студентов. В периоды, когда инициативы Обамы получали широкое освещение в СМИ, успеваемость студентов улучшалась. В данном случае метод контрстереотипной визуализации оказывал свое положительное воздействие.
Личный контакт является одним из наиболее эффективных методов для разрушения стереотипов. Примером может служить история американского артиста жанра кантри — Дэрила Дэвиса, темнокожего исполнителя. Кантри музыка традиционно ассоциировалась с белыми жителями американской глубинки.
После одного из выступлений, один белый мужчина приблизился к Дэвису, чтобы выразить восхищение его виртуозным исполнением. Он также добавил, что удивился, узнав, что темнокожий артист может быть настолько талантливым в жанре кантри. Это привело к началу разговора между ними. В ходе беседы белый мужчина признался, что впервые сидит за барной стойкой рядом с темнокожим человеком. Более того, он раскрыл свое членство в ультраправой расистской организации «Ку-клукс-клан». Впоследствии его исключили из организации за то, что он продолжал посещать концерты Дэвиса. Музыкант и бывший член «Ку-клукс-клана» стали друзьями. Бывший член организации передал Дэвису контакты других членов клана, с которыми музыкант начал встречаться, несмотря на риск. В своих разговорах он задавал им вопрос: «Как вы можете меня ненавидеть, даже не зная меня?» В ходе диалогов представители клана пришли к выводу, что они больше не желают иметь ничего общего с расистской идеологией, основанной на стереотипах. Помимо своей музыкальной карьеры, Дэвис уделил много времени борьбе с расизмом и написал книгу о своем опыте. В одном из своих интервью он описал свой метод следующим образом: «Устанавливайте диалог. Когда два врага начинают разговаривать, они больше не враждуют».
На сегодняшний день стереотипы и поверхностное восприятие действительности продолжают оставаться ведущими в умах многих людей. Порой бывает сложно избавиться от укоренившихся мысленных шаблонов, которые формировались долгое время, и выйти за пределы зоны комфорта, чтобы начать размышлять иначе. Важно помнить, что, когда стереотипы предлагают простые и очевидные пути жизни, они ограничивают наше видение мира, уменьшая полноту понимания, и лишают нас возможности сосуществовать в гармонии с другими.
Alter — cервис, который помогает найти подходящего психолога, учитывая ваши потребности и предпочтения. Независимо от того, нужна вам помощь в решении конкретных проблем или профессиональное руководство в личностном росте, Alter предоставит вам инструменты для успешного поиска квалифицированных специалистов в области психологии.
Безопасные и эффективные консультации психолога онлайн
Терапия с Alter — это анонимно, комфортно и безопасно, в какой бы точке мира вы ни находились. В нашей базе только проверенные специалисты, и вы можете не опасаться, что поиск психолога обернется разочарованием. Услуги подбора психотерапевта доступны круглосуточно, бесплатно и без регистрации. А если вам нужна срочная помощь — чат поддержки работает 7 дней в неделю, и наши специалисты готовы найти для вас сеанс в удобное время.