Иногда так в самом деле случается: переживая тяжелые травмирующие события, мы прикладываем усилия и в итоге благополучно преодолеваем кризис, чтобы выйти из него лучшей версией себя. Так выглядит теория о посттравматическом росте, которую мы разберем в статье.
Страдания нас закаляют?
Теорию о посттравматическом росте (ПТР) сформулировали и ввели в обиход психологи Ричард Тедески и Лоуренс Кэлхоун в 1990-х годах. Они предположили, что в результате травмы с человеком могут произойти положительные изменения. Согласно их исследованию, более 70% людей, столкнувшихся с травмирующими событиями, позже говорили о внутреннем росте, лучшем понимании себя, чувстве уверенности и умении находиться в настоящем моменте.

Психологи обнаружили, что люди, которые иногда сталкивались со стрессом в повседневной жизни, в итоге часто становились более устойчивыми эмоционально. Через боль и осознание собственной уязвимости им приходилось отказаться от некоторых паттернов поведения и подвергнуть сомнению свои эмоциональные реакции. Психологическая травма разрушает, опровергает прежние представления человека о мире, людях и себе. И порой она подталкивает человека к изменениям: буквально вынуждает пересмотреть свои убеждения в соответствии с новым опытом. Это похоже на взаимодействие с физической травмой: человек ломает ногу, а после того, как срослись кости, возвращает ей подвижность и силу — занимается восстановлением и физиотерапией. Результаты впечатляют — и он понимает, насколько важны здоровые кости и мышцы, поэтому продолжает заниматься спортом. Но если бы он попытался начать тренировки сразу после перелома, было бы только хуже.
Наша статья о психологических травмах, написанная в соавторстве с психологом Alter, поможет понять, как отличить травму от стрессового события.
5 сфер посттравматического роста
Тедески и Кэлхоун составили опросник, в котором присутствуют пять зон для потенциальных позитивных изменений. Посттравматический рост личности предполагает оптимизацию следующих сфер:
- Ценность жизни: человек начинает с большим вниманием относиться к настоящему моменту, находит внутреннюю гармонию в более глубоком отклике на повседневные удовольствия.
- Отношения: связь с другими людьми становится глубже, во взаимоотношениях появляется больше доверия и сострадания.
- Внутренняя сила: крепнет уверенность в себе, появляется ощущение «Я уже справлялся со сложными ситуациями, я могу положиться на себя».
- Возможности: открывшись новому опыту и обнаружив, что даже очень болезненная ситуация не приводит к личностному апокалипсису, человек начинает видеть возможности — потому что верит, что может справиться с вызовами, которые они несут.
- Приоритеты: происходит переоценка убеждений и замена их более гибкими и адаптивными.

Значит, нам всем нужна травма?
Есть распространенное убеждение, что травма всегда делает нас слабее и уязвимее, а понятием посттравматического роста оперируют те, кто хочет «подсластить» горькую пилюлю: «Да, у тебя было тяжелое детство, но зато ты выросла такой независимой и самодостаточной!». Вы и впрямь были вынуждены адаптироваться, но это не значит, что ничем не пожертвовали. Наша психика адаптивна в целом — и иногда, теряя что-то, мы действительно получаем что-то «бонусом». То, как «прокачалась» личность человека из-за взросления в дисфункциональной семье, не стоит получения травмы, но является наилучшим из возможных исходов. Мы все реагируем на травмирующие события по-разному — одинаково нормально и просто пережить их, и попытаться вынести из случившегося урок.
Важно понимать, что рост происходит не благодаря травме, а вопреки ей. Это не прямой результат и цель борьбы, а своеобразный бонус, который вы можете получить (или нет). Более того, рост не может быть мгновенным (вспомните наш пример про перелом). Первая реакция на травму чаще всего яркая, эмоциональная, категоричная — и на какое-то время она действительно выбивает почву из-под ног. Не заставляйте себя в ту же секунду встать, отряхнуться и стать новым человеком. Даже наоборот — формирование посттравматического роста и стремление во что бы то ни стало увидеть в ситуации плюсы скорее говорит о работе психологических защит. Представьте, что вам изменил партнер — вы можете сфокусироваться на таких мыслях:
- «Как хорошо, что это выяснилось сейчас, а не через пять лет брака! Здорово, что я теперь свободен/на от отношений с неподходящим человеком» — так работает рационализация.
- «Это он/а случайно — тот человек его/ее соблазнил, они были пьяны, случилось недоразумение. Эта ситуация поможет нам преодолеть все препятствия, стать ближе и доказать свою любовь» — это отрицание.
- «Ничего удивительного: я вообще не понимаю, как эти отношения продержались так долго. Это моя вина, я ужасный партнер, мне надо срочно стать лучше» — так выглядит поворот против себя.
- «Отношения — это опасная территория. Я буду избегать их, чтобы больше не чувствовать боли. Людям не стоит доверять, я усвоил/а урок» — реактивное образование.
Реакция, окрашенная в монохромную эмоцию (только депрессивное состояние или только радость) нормальна на первых порах, когда психика адаптируется к случившемуся — психологические защиты помогают справляться с такими ситуациями. Трансформация же может начаться позже — после того, как мы переживаем травму и обрабатываем новый опыт.
Прочитайте о других типах психологических защит и принципах их работы в нашей статье.
Факторы посттравматического роста — в большей степени в наборе ваших личностных характеристик и в том, как именно вы справляетесь и работаете с травматической ситуацией, чем в самом событии. Посттравматический рост случается не всегда и не со всеми. Он вероятнее произойдет с тем, кто изначально обладал высоким навыком эмоциональной регуляции, сталкивался со стрессом и благополучно преодолевал его раньше, был открыт новому опыту. Чаще всего человек «растет» после травмы в том случае, если уже имел необходимые для этого качества — сложная жизненная ситуация лишь подталкивает его к использованию этих ресурсов, а не порождает их. Но мы не суперлюди, которые должны превращать каждый негативный опыт в трамплин для роста. И иногда лучше просто пережить травмирующее событие, чем давить на себя в непростой жизненный период ради призрачной пользы.
Как вынести урок из травмы
Ричард Тедески считал, что обычно посттравматический рост личности случается как бы сам собой, однако есть пять способов повысить его вероятность:
- Обучение: человек проходит через разрушение своих базовых убеждений и формирует новые, фокусируясь на положительной стороне изменений.
- Эмоциональная регуляция: естественная реакция на травму включает в себя сложные эмоции — вину, стыд, гнев, тревогу. Посттравматический рост случится с большей вероятностью, если вы будете признавать эти переживания и выражать их, не вредя себе и другим.
- Самораскрытие: благополучному проживанию травмирующей ситуации способствует готовность быть уязвимым — делиться своими эмоциями, выговариваться, искать поддержки у близких и/или специалистов.
- Включение травмы в контекст: важно вписать новый опыт и его последствия в свою жизнь, концентрируясь на том, что поможет адаптироваться к изменениям и сделать их осмысленными. Например, вы попались на уловку мошенников и перевели им крупную сумму денег, а потом увидели, как много людей оказались готовы включиться в вашу историю, предать ее огласке, поддержать вас морально и финансово. Так вы поняли: «Со мной случилось нечто очень неприятное, но я смог/ла справиться с этим с поддержкой близких».
- Помощь и поддержка: нам часто бывает проще справиться с последствиями сложной ситуации, если мы находим способ быть полезными для окружающих — например, поддерживать и помогать советами тем, кто оказался в похожих условиях.
Травма — обязательное условие для посттравматического роста, но не для роста в принципе, а теория о ПТР — прежде всего теория. Некоторые психологи считают, что это своеобразный «утешительный приз» — переживая сложную жизненную ситуацию, мы сознательно ищем в ней пользу для себя, чтобы придать боли и страданию смысл. Более того, эта теория может обесценивать опыт тех, кто пережил психологическую травму, но не «вырос», а вернулся к исходному уровню или был вынужден стремиться к нему.

И, конечно, травма не нужна всем — расти и становиться той самой лучшей версией себя можно без дополнительной стимуляции в виде сильного стресса. Этот путь — точно более надежный и безопасный. Но если травматические события уже произошли, лучшее, что мы можем сделать — это создать условия для посттравматического роста. И проявлять к себе сострадание, заботу и любовь, если его не случилось.

Консультация психолога онлайн: современный формат терапии
Вам нужна помощь и поддержка психотерапевта, но нет возможности посещать его лично? Вы можете записаться на сеанс онлайн и работать со специалистом не выходя из дома. В Alter подобрать психолога по вашему запросу можно бесплатно, круглосуточно, анонимно и без регистрации. А если консультация нужна срочно — напишите в чат поддержки, и мы поможем получить квалифицированную помощь как можно скорее.