Что такое нейроразнообразие
Мозг каждого человека работает по-своему. Кто-то быстро переключается между задачами, кто-то чувствует себя комфортнее в одиночестве, а кто-то замечает мельчайшие детали, ускользающие от других. Эти различия — часть нейроразнообразия: концепции, которая рассматривает особенности восприятия и мышления как естественные вариации, а не как отклонения. Хотя в широком смысле нейроразнообразие охватывает всех людей, чаще этот термин используют, когда говорят о заметных нейроотличиях — например, при аутизме, СДВГ, дислексии и других особенностях, которые раньше считались нарушениями.
Для начала давайте разберемся в терминологии! Нейротипичный человек — это тот, чье развитие, восприятие и поведение укладываются в общепринятые неврологические и социальные нормы. Нейроотличный — тот, чья нервная система устроена иначе, и потому он воспринимает и обрабатывает информацию по-другому.
Термин «нейроразнообразие» ввела в 1990-х социолог Джуди Зингер. Она описывала себя, свою мать и дочь как женщин, находящихся «в аутистическом спектре», и замечала, как часто любые особенности сразу воспринимаются как отклонения.
Обсуждение нейроразнообразия в последние годы стало гораздо более открытым — и это большое достижение, потому что таким образом мы, как общество, постепенно избавляемся от стигматизации нейроотличий, перестаем верить в мифы, становимся более терпимыми и понимающими. Но у медали есть и обратная сторона — например, в соцсетях можно встретить упрощенные объяснения: аутизм описывают как «суперспособность», а СДВГ — как неусидчивость и любовь к коротким видео. Такие представления могут казаться дружелюбными, но в итоге мешают понять, с чем на самом деле сталкиваются люди с нейроотличиями. Вместо реального опыта и полной картины, соответствующей действительности, человек получает лишь короткое и утрированное описание пары-тройки симптомов — и иногда такой контент лишь плодит мифы и предубеждения.
Идея нейроразнообразия тесно связана с социальной моделью инвалидности. Согласно ей, трудности возникают не только из-за особенностей, но и из-за среды, которая не учитывает их. Вместо попытки «исправить» человека, акцент смещается на создание условий, в которых он может раскрыться.

Основные формы нейроотличий
Вот какие состояния чаще всего относят к нейроотличиям — и чем они могут проявляться в жизни.
Расстройства аутистического спектра
Расстройства аутистического спектра (РАС) — это группа состояний, при которых мозг по-другому обрабатывает информацию. Люди с РАС иначе воспринимают звуки, прикосновения, эмоции, по‑своему реагируют на перемены и социальные сигналы.
Раньше в спектр входили отдельные диагнозы: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм и другие формы. Сегодня все они объединены в МКБ-11 и DSM-5 в единый спектр: проявления могут быть разными по степени выраженности, но относятся к одной группе.
Причины РАС до конца не ясны. На развитие, формирование мозга и работу нервной системы могут влиять генетика, гипоксия плода, воспаления во время беременности, возраст матери выше 35 лет.
У разных людей РАС проявляется по-разному. Но чаще всего встречаются:
- трудности с невербальной коммуникацией;
- сложности в социальных взаимодействиях;
- повторяющееся поведение и ритуалы;
- узкий круг интересов и приверженность рутине;
- высокая чувствительность к сенсорным раздражителям;
- потребность в предсказуемости и устойчивых правилах.
Чтобы «вписаться», многие прибегают к маскировке — стараются вести себя так, как «принято», даже если это требует больших усилий. Постоянное напряжение истощает: у людей с нейроотличиями это нередко приводит к тревожности, депрессии и выгоранию. Особенно часто с этим сталкиваются девочки и женщины: у них признаки аутизма могут выглядеть иначе — и потому дольше остаются незамеченными. Одна из причин — в том, как устроены диагностические шкалы. Многие методы оценки, включая признанный стандарт ADOS-2, изначально разрабатывались на данных о мальчиках. А девочки в тех же ситуациях ведут себя иначе: чаще смотрят в глаза, улыбаются, повторяют за другими, учатся подражать «нормальному» поведению, не всегда понимая его. Например, их увлеченность какой-то темой может быть такой же глубокой, как у мальчиков, но более «социально приемлемой»: например, любовь к лошадям или рисованию не кажется странной или избыточной, в отличие от одержимости разметкой поездов. Кроме того, у девочек обычно лучше развита речь, и они быстрее учатся подстраиваться. Внешне они могут показаться просто застенчивыми или чувствительными. Эти особенности часто воспринимаются как черты характера, а не как возможные признаки нейроотличия — и потому диагноз откладывается на годы, если вообще проясняется в итоге.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нейроособенность, при которой человеку трудно регулировать внимание, контролировать импульсы и выдерживать рутину. У СДВГ есть три ведущих признака:
- невнимательность — сложно удерживать фокус, часто теряются вещи, мысли ускользают, а задачи остаются недоделанными;
- импульсивность — сложно сдерживать порывы, решения принимаются быстро и по наитию, в разговоре человек часто перебивает собеседника или говорит первое, что пришло в голову;
- гиперактивность — трудно усидеть на месте, появляется внутренняя суета, хочется крутить что-то в руках, стучать ногой или постоянно двигаться.
Как проявляется СДВГ и почему это не сводится к невнимательности и суете — рассказали в статье.
Считается, что СДВГ связан с особенностями работы мозга — в том числе с дефицитом дофамина и сниженной активностью лобных отделов, отвечающих за самоконтроль и планирование. У людей с СДВГ действительно находят различия в работе и структуре мозга, но пока не ясно, что из этого причина, а что следствие. Синдром не связан со снижением интеллекта — наоборот, у многих он выше среднего. Но для повседневной организации и удержания концентрации таким людям нужны дополнительные инструменты: списки, визуальные напоминания и четкий распорядок.
Диагноз СДВГ ставит психиатр на основе беседы и специальных диагностических опросников — например, шкалы DIVA, которая помогает выявить характерные проявления у взрослых. При этом важно, чтобы признаки сохранялись не менее шести месяцев, начинались еще в детстве и мешали в повседневной жизни — как минимум в двух сферах, например в учебе, работе, отношениях или быту.
Для поддержки при СДВГ могут использоваться разные подходы: медикаментозная терапия, поведенческие стратегии, тренинги и психообразование. Человека учат управлять временем, снижать импульсивность и меньше отвлекаться. Это помогает выстроить рутину и снизить тревожность.

Дислексия
Дислексия — это особенность, из-за которой человеку трудно читать, писать и воспринимать письменную речь. Интеллект, слух и зрение при этом в норме — трудности возникают из-за того, как мозг обрабатывает звуки и связывает их с буквами.
Ранние признаки можно заметить уже в детстве: ребенок путает буквы, медленно читает, с трудом вспоминает, как пишутся знакомые слова, или не понимает прочитанное. Часто дислексию выявляют в младшей школе, когда начинаются проблемы с письмом и чтением. Но если в детстве ее не заметили, взрослый может долго не понимать, почему с текстами все время сложно — особенно если в школе это списывали на невнимательность или лень.
Причины до конца не ясны, но известно, что дислексия часто передается по наследству и связана с отличиями в строении и работе мозга — в частности, в зонах, отвечающих за обработку звуков и письменной информации.
Полностью «вылечить» дислексию нельзя. Ранняя диагностика, логопедическая помощь, специальные методики чтения и поддержка со стороны школы или семьи заметно улучшают навыки и снижают тревожность. Взрослым помогают современные технологии — от озвучивания текста до диктовки и визуальных редакторов.
Другие нейродивергентные состояния
Помимо СДВГ, дислексии и РАС, к нейроотличиям относят и другие состояния, которые влияют на то, как человек воспринимает мир, обрабатывает информацию и взаимодействует с окружающими:
- Дисграфия — сложности с письмом: человеку трудно понимать правила орфографии, правильно оформлять предложения, соблюдать пунктуацию. Часто сочетается с дислексией.
- Дискалькулия — трудности с пониманием чисел, арифметики и базовой логики.
- Диспраксия — нарушение координации движений. Может проявляться как неловкость, трудности с мелкой моторикой: например, сложно быстро и разборчиво писать от руки, завязывать шнурки, застегивать пуговицы или играть на музыкальных инструментах. Иногда затруднена и речевая моторика.
- Синдром Туретта — неврологическое состояние, при котором возникают непроизвольные тики, вокализации или повторяющиеся движения. Часто сочетается с СДВГ или обсессивно-компульсивными проявлениями — например, навязчивыми мыслями или ритуалами вроде необходимости несколько раз щелкнуть выключателем или пересчитывать шаги, чтобы снизить внутреннее напряжение.
- Сенсорная чувствительность — состояние, при котором привычные раздражители (запахи, звуки, текстуры) воспринимаются как слишком сильные или, наоборот, слабо ощутимы. Человеку может быть физически невыносимо носить шерстяной свитер или слышать резкий звук посуды.

Сложности и преимущества нейроразнообразия
Люди с нейроотличиями могут сталкиваться с трудностями в учебе, работе, быту или общении — часто потому, что окружающая среда не учитывает их особенности. При этом у многих есть и сильные стороны, которые просто остаются в тени.
Что может мешать
Некоторые особенности могут заметно усложнять повседневную жизнь:
- Сенсорная перегрузка. Громкий звук, толпа в час пик, яркий свет в вагоне — все это может вызывать у нейроотличных людей физический дискомфорт или ступор. В привычной среде они сталкиваются с большим количеством стимулов, которые их нервная система не всегда способна переработать без перегрузки.
- Нестабильное внимание. Сложно удерживать концентрацию: внимание быстро рассеивается, задачи остаются недоделанными. А иногда, наоборот, человек надолго погружается в одно дело — забывает есть, спать и ходить в туалет, с головой уйдя в задачу.
- Проблемы с обучением. При дислексии, дискалькулии и других нейроотличиях сложнее усваивать материал в привычной школьной системе — с акцентом на чтение, запоминание и линейное изложение.
- Искаженное восприятие времени. Когда сложно оценить, сколько времени займет дело, оно либо кажется слишком трудоемким, либо откладывается «на потом» — кажется, что времени еще много.
- Сложность выполнять «неинтересное». Если задача не приносит удовольствия и не ощущается срочной, мозг просто обходит ее стороной. Вместо того чтобы сесть и сделать, человек может бесконечно откладывать — прокрастинировать, «залипать» в телефоне, делать все, что угодно, лишь бы не приступать к делу.
- Коммуникация и социализация. Кто-то может не понимать сарказм, кто-то — уставать от диалогов, кто-то — не успевать за социальными сигналами. Нейроотличным людям часто нелегко устанавливать близкие контакты и вообще общаться.
Что может быть сильной стороной
- Нестандартное мышление. Когда мозг работает иначе, это дает неожиданные ходы, свежие идеи и креативные решения. Многие нейроотличные люди — прекрасные изобретатели, дизайнеры, предприниматели именно благодаря тому, как устроено их мышление.
- Внимательность. Нейроотличные персоны часто замечают то, что ускользает от других: неочевидные связи, повторяющиеся паттерны, маленькие нестыковки. Это может быть огромным плюсом в аналитике, кодинге, дизайне, исследовательской работе.
- Увлеченность. У некоторых нейроотличных людей есть так называемые «специальные интересы» — темы, которые захватывают настолько сильно, что человек может изучать их часами, погружаться в детали, собирать информацию из десятков источников. Такой интерес может сохраняться годами и стать частью профессии — например, если кто-то глубоко занимается музыкой, историей транспорта или исследованием средневековой керамики.
- Системность и порядок. Некоторые аутичные черты могут выражаться в стремлении к предсказуемости и структуре. И это дает организованность, четкость и умение выстраивать логичные процессы.
Мифы и заблуждения
Вокруг нейроразнообразия до сих пор сохраняется много стереотипов. Разбираем самые распространенные:
💭 «Это психические расстройства»
🔍 Нейроразнообразие включает состояния, которые действительно включены в медицинскую классификацию МКБ-11. Но в отличие от, скажем, депрессии или тревожного расстройства, они считаются нейроразвитийными — то есть связаны с тем, как формируется и работает нервная система.
💭 «Нейроотличные не могут жить самостоятельно»
🔍 Множество нейроотличных людей успешно строят карьеру, заводят семьи, становятся экспертами и основателями компаний.
💭 «Это просто модный тренд»
🔍 Термин и правда стал звучать чаще, особенно в медиапространстве — и из-за этого его порой воспринимают как что-то поверхностное или придуманный ярлык. Но сами особенности, о которых идет речь, существовали всегда. Сегодня нейроразнообразие перестают рассматривать как отклонение и начинают учитывать как вариант нормы.

Понимание концепции нейроразнообразия помогает иначе увидеть повседневные трудности — в учебе, работе, общении. Иногда становится легче, когда появляется возможность выстроить удобный ритм жизни, сократить лишние раздражители, договориться о четких правилах взаимодействия с окружающими. Если вы чувствуете, что с чем-то не справляетесь, можно начать с подбора психолога — специалист поможет разобраться в причинах и подобрать рабочие стратегии. А если сейчас важна бесплатная поддержка, воспользуйтесь разделом бесплатная психологическая помощь.
Автор: Елизавета Чекановская

Консультация психолога онлайн — поддержка в любой ситуации
Тяжело встать с кровати, все раздражает или кажется, что больше ни в чем нет смысла? Обратитесь к психотерапевту, который вас поймет и поможет решить проблему. Найти своего специалиста непросто, но мы максимально облегчили эту задачу. В базе Alter более 900 проверенных психологов, и мы подберем того, кто эффективно работает именно с вашим запросом. Услуги подбора психолога доступны круглосуточно, бесплатно, анонимно и без регистрации. А если помощь необходима срочно — напишите в чат поддержки, и мы запишем вас на сеанс.