Нейроразнообразие — это термин, указывающий на то, что мозг у всех людей работает по-разному. Например, при аутизме может быть сложно понимать социальные сигналы и выстраивать привычное для большинства общение, при СДВГ — удерживать внимание и доводить дела до конца, при дислексии — распознавать письменный текст так же быстро, как остальные. В этой статье объясняем, что такое нейроотличия, как они проявляются по сравнению с нейротипичным восприятием и почему здорово, что об этом стали говорить открыто.

Что такое нейроразнообразие

Мозг каждого человека работает по-своему. Кто-то быстро переключается между задачами, кто-то чувствует себя комфортнее в одиночестве, а кто-то замечает мельчайшие детали, ускользающие от других. Эти различия — часть нейроразнообразия: концепции, которая рассматривает особенности восприятия и мышления как естественные вариации, а не как отклонения. Хотя в широком смысле нейроразнообразие охватывает всех людей, чаще этот термин используют, когда говорят о заметных нейроотличиях — например, при аутизме, СДВГ, дислексии и других особенностях, которые раньше считались нарушениями.

Для начала давайте разберемся в терминологии! Нейротипичный человек — это тот, чье развитие, восприятие и поведение укладываются в общепринятые неврологические и социальные нормы. Нейроотличный — тот, чья нервная система устроена иначе, и потому он воспринимает и обрабатывает информацию по-другому.

Термин «нейроразнообразие» ввела в 1990-х социолог Джуди Зингер. Она описывала себя, свою мать и дочь как женщин, находящихся «в аутистическом спектре», и замечала, как часто любые особенности сразу воспринимаются как отклонения. 

Обсуждение нейроразнообразия в последние годы стало гораздо более открытым — и это большое достижение, потому что таким образом мы, как общество, постепенно избавляемся от стигматизации нейроотличий, перестаем верить в мифы, становимся более терпимыми и понимающими. Но у медали есть и обратная сторона — например, в соцсетях можно встретить упрощенные объяснения: аутизм описывают как «суперспособность», а СДВГ — как неусидчивость и любовь к коротким видео. Такие представления могут казаться дружелюбными, но в итоге мешают понять, с чем на самом деле сталкиваются люди с нейроотличиями. Вместо реального опыта и полной картины, соответствующей действительности, человек получает лишь короткое и утрированное описание пары-тройки симптомов — и иногда такой контент лишь плодит мифы и предубеждения. 

Идея нейроразнообразия тесно связана с социальной моделью инвалидности. Согласно ей, трудности возникают не только из-за особенностей, но и из-за среды, которая не учитывает их. Вместо попытки «исправить» человека, акцент смещается на создание условий, в которых он может раскрыться.

Разноцветные спички в круге как метафора разнообразия

Основные формы нейроотличий 

Вот какие состояния чаще всего относят к нейроотличиям — и чем они могут проявляться в жизни.

Расстройства аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра (РАС) — это группа состояний, при которых мозг по-другому обрабатывает информацию. Люди с РАС иначе воспринимают звуки, прикосновения, эмоции, по‑своему реагируют на перемены и социальные сигналы.

Раньше в спектр входили отдельные диагнозы: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм и другие формы. Сегодня все они объединены в МКБ-11 и DSM-5 в единый спектр: проявления могут быть разными по степени выраженности, но относятся к одной группе.

Причины РАС до конца не ясны. На развитие, формирование мозга и работу нервной системы могут влиять генетика, гипоксия плода, воспаления во время беременности, возраст матери выше 35 лет. 

У разных людей РАС проявляется по-разному. Но чаще всего встречаются:

  • трудности с невербальной коммуникацией;
  • сложности в социальных взаимодействиях;
  • повторяющееся поведение и ритуалы;
  • узкий круг интересов и приверженность рутине;
  • высокая чувствительность к сенсорным раздражителям;
  • потребность в предсказуемости и устойчивых правилах.

Чтобы «вписаться», многие прибегают к маскировке — стараются вести себя так, как «принято», даже если это требует больших усилий. Постоянное напряжение истощает: у людей с нейроотличиями это нередко приводит к тревожности, депрессии и выгоранию. Особенно часто с этим сталкиваются девочки и женщины: у них признаки аутизма могут выглядеть иначе — и потому дольше остаются незамеченными. Одна из причин — в том, как устроены диагностические шкалы. Многие методы оценки, включая признанный стандарт ADOS-2, изначально разрабатывались на данных о мальчиках. А девочки в тех же ситуациях ведут себя иначе: чаще смотрят в глаза, улыбаются, повторяют за другими, учатся подражать «нормальному» поведению, не всегда понимая его. Например, их увлеченность какой-то темой может быть такой же глубокой, как у мальчиков, но более «социально приемлемой»: например, любовь к лошадям или рисованию не кажется странной или избыточной, в отличие от одержимости разметкой поездов. Кроме того, у девочек обычно лучше развита речь, и они быстрее учатся подстраиваться. Внешне они могут показаться просто застенчивыми или чувствительными. Эти особенности часто воспринимаются как черты характера, а не как возможные признаки нейроотличия — и потому диагноз откладывается на годы, если вообще проясняется в итоге. 

Девушка с аутизмом отдыхает в тишине

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нейроособенность, при которой человеку трудно регулировать внимание, контролировать импульсы и выдерживать рутину. У СДВГ есть три ведущих признака:

  • невнимательность — сложно удерживать фокус, часто теряются вещи, мысли ускользают, а задачи остаются недоделанными;
  • импульсивность — сложно сдерживать порывы, решения принимаются быстро и по наитию, в разговоре человек часто перебивает собеседника или говорит первое, что пришло в голову;
  • гиперактивность — трудно усидеть на месте, появляется внутренняя суета, хочется крутить что-то в руках, стучать ногой или постоянно двигаться.

Как проявляется СДВГ и почему это не сводится к невнимательности и суете — рассказали в статье.

Считается, что СДВГ связан с особенностями работы мозга — в том числе с дефицитом дофамина и сниженной активностью лобных отделов, отвечающих за самоконтроль и планирование. У людей с СДВГ действительно находят различия в работе и структуре мозга, но пока не ясно, что из этого причина, а что следствие. Синдром не связан со снижением интеллекта — наоборот, у многих он выше среднего. Но для повседневной организации и удержания концентрации таким людям нужны дополнительные инструменты: списки, визуальные напоминания и четкий распорядок.

Диагноз СДВГ ставит психиатр на основе беседы и специальных диагностических опросников — например, шкалы DIVA, которая помогает выявить характерные проявления у взрослых. При этом важно, чтобы признаки сохранялись не менее шести месяцев, начинались еще в детстве и мешали в повседневной жизни — как минимум в двух сферах, например в учебе, работе, отношениях или быту.

Для поддержки при СДВГ могут использоваться разные подходы: медикаментозная терапия, поведенческие стратегии, тренинги и психообразование. Человека учат управлять временем, снижать импульсивность и меньше отвлекаться. Это помогает выстроить рутину и снизить тревожность.

Детали конструктора как символ разных способов мышления

Дислексия

Дислексия — это особенность, из-за которой человеку трудно читать, писать и воспринимать письменную речь. Интеллект, слух и зрение при этом в норме — трудности возникают из-за того, как мозг обрабатывает звуки и связывает их с буквами.

Ранние признаки можно заметить уже в детстве: ребенок путает буквы, медленно читает, с трудом вспоминает, как пишутся знакомые слова, или не понимает прочитанное. Часто дислексию выявляют в младшей школе, когда начинаются проблемы с письмом и чтением. Но если в детстве ее не заметили, взрослый может долго не понимать, почему с текстами все время сложно — особенно если в школе это списывали на невнимательность или лень.

Причины до конца не ясны, но известно, что дислексия часто передается по наследству и связана с отличиями в строении и работе мозга — в частности, в зонах, отвечающих за обработку звуков и письменной информации.

Полностью «вылечить» дислексию нельзя. Ранняя диагностика, логопедическая помощь, специальные методики чтения и поддержка со стороны школы или семьи заметно улучшают навыки и снижают тревожность. Взрослым помогают современные технологии — от озвучивания текста до диктовки и визуальных редакторов.

Другие нейродивергентные состояния

Помимо СДВГ, дислексии и РАС, к нейроотличиям относят и другие состояния, которые влияют на то, как человек воспринимает мир, обрабатывает информацию и взаимодействует с окружающими:

  • Дисграфия — сложности с письмом: человеку трудно понимать правила орфографии, правильно оформлять предложения, соблюдать пунктуацию. Часто сочетается с дислексией.
  • Дискалькулия — трудности с пониманием чисел, арифметики и базовой логики. 
  • Диспраксия — нарушение координации движений. Может проявляться как неловкость, трудности с мелкой моторикой: например, сложно быстро и разборчиво писать от руки, завязывать шнурки, застегивать пуговицы или играть на музыкальных инструментах. Иногда затруднена и речевая моторика.
  • Синдром Туретта — неврологическое состояние, при котором возникают непроизвольные тики, вокализации или повторяющиеся движения. Часто сочетается с СДВГ или обсессивно-компульсивными проявлениями — например, навязчивыми мыслями или ритуалами вроде необходимости несколько раз щелкнуть выключателем или пересчитывать шаги, чтобы снизить внутреннее напряжение.
  • Сенсорная чувствительность — состояние, при котором привычные раздражители (запахи, звуки, текстуры) воспринимаются как слишком сильные или, наоборот, слабо ощутимы. Человеку может быть физически невыносимо носить шерстяной свитер или слышать резкий звук посуды.
Светящийся мозг как образ нейроразнообразия

Сложности и преимущества нейроразнообразия

Люди с нейроотличиями могут сталкиваться с трудностями в учебе, работе, быту или общении — часто потому, что окружающая среда не учитывает их особенности. При этом у многих есть и сильные стороны, которые просто остаются в тени.

Что может мешать

Некоторые особенности могут заметно усложнять повседневную жизнь:

  • Сенсорная перегрузка. Громкий звук, толпа в час пик, яркий свет в вагоне — все это может вызывать у нейроотличных людей физический дискомфорт или ступор. В привычной среде они сталкиваются с большим количеством стимулов, которые их нервная система не всегда способна переработать без перегрузки.
  • Нестабильное внимание. Сложно удерживать концентрацию: внимание быстро рассеивается, задачи остаются недоделанными. А иногда, наоборот, человек надолго погружается в одно дело — забывает есть, спать и ходить в туалет, с головой уйдя в задачу. 
  • Проблемы с обучением. При дислексии, дискалькулии и других нейроотличиях сложнее усваивать материал в привычной школьной системе — с акцентом на чтение, запоминание и линейное изложение.
  • Искаженное восприятие времени. Когда сложно оценить, сколько времени займет дело, оно либо кажется слишком трудоемким, либо откладывается «на потом» — кажется, что времени еще много.
  • Сложность выполнять «неинтересное». Если задача не приносит удовольствия и не ощущается срочной, мозг просто обходит ее стороной. Вместо того чтобы сесть и сделать, человек может бесконечно откладывать — прокрастинировать, «залипать» в телефоне, делать все, что угодно, лишь бы не приступать к делу.
  • Коммуникация и социализация. Кто-то может не понимать сарказм, кто-то — уставать от диалогов, кто-то — не успевать за социальными сигналами. Нейроотличным людям часто нелегко устанавливать близкие контакты и вообще общаться. 

Что может быть сильной стороной

  • Нестандартное мышление. Когда мозг работает иначе, это дает неожиданные ходы, свежие идеи и креативные решения. Многие нейроотличные люди — прекрасные изобретатели, дизайнеры, предприниматели именно благодаря тому, как устроено их мышление.
  • Внимательность. Нейроотличные персоны часто замечают то, что ускользает от других: неочевидные связи, повторяющиеся паттерны, маленькие нестыковки. Это может быть огромным плюсом в аналитике, кодинге, дизайне, исследовательской работе.
  • Увлеченность. У некоторых нейроотличных людей есть так называемые «специальные интересы» — темы, которые захватывают настолько сильно, что человек может изучать их часами, погружаться в детали, собирать информацию из десятков источников. Такой интерес может сохраняться годами и стать частью профессии — например, если кто-то глубоко занимается музыкой, историей транспорта или исследованием средневековой керамики.
  • Системность и порядок. Некоторые аутичные черты могут выражаться в стремлении к предсказуемости и структуре. И это дает организованность, четкость и умение выстраивать логичные процессы.

Мифы и заблуждения

Вокруг нейроразнообразия до сих пор сохраняется много стереотипов. Разбираем самые распространенные:

💭 «Это психические расстройства»

🔍 Нейроразнообразие включает состояния, которые действительно включены в медицинскую классификацию МКБ-11. Но в отличие от, скажем, депрессии или тревожного расстройства, они считаются нейроразвитийными — то есть связаны с тем, как формируется и работает нервная система.

💭 «Нейроотличные не могут жить самостоятельно»

🔍 Множество нейроотличных людей успешно строят карьеру, заводят семьи, становятся экспертами и основателями компаний.

💭 «Это просто модный тренд»

🔍 Термин и правда стал звучать чаще, особенно в медиапространстве — и из-за этого его порой воспринимают как что-то поверхностное или придуманный ярлык. Но сами особенности, о которых идет речь, существовали всегда. Сегодня нейроразнообразие перестают рассматривать как отклонение и начинают учитывать как вариант нормы.

Рисунок человечка с цветными шариками

Понимание концепции нейроразнообразия помогает иначе увидеть повседневные трудности — в учебе, работе, общении. Иногда становится легче, когда появляется возможность выстроить удобный ритм жизни, сократить лишние раздражители, договориться о четких правилах взаимодействия с окружающими. Если вы чувствуете, что с чем-то не справляетесь, можно начать с подбора психолога — специалист поможет разобраться в причинах и подобрать рабочие стратегии. А если сейчас важна бесплатная поддержка, воспользуйтесь разделом бесплатная психологическая помощь.

Автор: Елизавета Чекановская

Оцените статью
[Всего: 2 Рейтинг: 4.5]
Консультация психолога онлайн — поддержка в любой ситуации

Тяжело встать с кровати, все раздражает или кажется, что больше ни в чем нет смысла? Обратитесь к психотерапевту, который вас поймет и поможет решить проблему. Найти своего специалиста непросто, но мы максимально облегчили эту задачу. В базе Alter более 900 проверенных психологов, и мы подберем того, кто эффективно работает именно с вашим запросом. Услуги подбора психолога доступны круглосуточно, бесплатно, анонимно и без регистрации. А если помощь необходима срочно — напишите в чат поддержки, и мы запишем вас на сеанс.

Поделиться постом
💬 Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.