Синдром главного героя: что это вообще значит?
Представьте: поезд, мерный стук колес, сменяющиеся пейзажи за окном, размышления обо всем и ни о чем, на фоне начинает играть песня со словами «…runaway train never going back, wrong way on a one-way track». Кинематографичная картинка, которая выглядит ужасно эстетично — даже в том случае, если вы на самом деле находитесь в междугородней электричке в час пик и думаете только о том, как бы не опоздать на работу. С легкостью вспомнили, когда в последний раз так романтизировали прозаичную ситуацию? Это еще не значит, что вы страдаете от синдрома главного героя (сокращенно — СГГ), но вероятность есть. Давайте разбираться, что это за синдром, чем он хорош и плох с точки зрения психологии, и о чем нужно помнить, наполняя свою жизнь красочными декорациями.
В доказательной психологии синдрома главного героя не существует: это не официальный диагноз, а сленговый термин из социальных сетей. В 2020 году пользовательница по имени Эшли Уорд записала видео, в котором порекомендовала подписчикам стать главными героями своей жизни. Если романтизировать каждый прожитый день и добавлять магию main character в рутину, жизнь заиграет новыми красками — такова была основная идея, которая быстро стала трендом. И интернет заполонили видео, снятые по заветам Эшли: если завтрак, то на эстетичной посуде в солнечных лучах, поездка на метро — вайбы одиночества в толпе, работа — стук пальцев по клавиатуре на фоне кофейни.
Когда мы смотрим фильм, протагонист всегда находится в центре событий, а каждое его действие окутано особым флером. Даже если девушка на экране страдает от депрессивного эпизода, у ее отчаяния все равно есть дарк-эстетика, а еще — надежда на судьбоносный поворот сюжета. На экране привлекательным и по-киношному волшебным смотрится все: чистка зубов, рабочий созвон, смена постельного белья, поход в магазин. И на самом деле в том, чтобы уметь наслаждаться моментом и видеть красоту в обыденных вещах, нет ничего плохого. Проблемы могут начаться в том случае, если человек погружается в частично приукрашенную или полностью выдуманную реальность с головой. Это может быть проявлением дезадаптивной мечтательности: сегодня вы представляете, что вокруг вас пишется история, завтра дополняете ее несколькими акцентными деталями для зрелищности, а потом обнаруживаете себя в своеобразной альтернативной реальности, которая не имеет ничего общего с вашей настоящей жизнью.
У нас есть статья про дезадаптивную мечтательность: в ней мы разбираем, что это такое, чем может быть опасно погружение в фантазии и как научиться держаться за реальность.
Главной причиной синдрома главного героя можно считать соцсети как явление. Мы берем свою жизнь, выделяем в ней самые яркие и важные моменты метафорическим маркером, фиксируем с помощью фотографий и видео — и выкладываем в интернет. Страница человека в любой социальной сети — это и есть его сцена. И если жизнь в действительности довольно пресна, то в сети можно создать любой образ — взяв реальность за основу или даже полностью перекроив. Например, вы можете сменить растянутую домашнюю футболку на что-то более презентабельное перед записью разговорного видео — это вполне сойдет за поведение обычного пользователя соцсетей. Человек с ССГ же может за одно утро переодеться трижды, чтобы сняться сразу в нескольких «ролях»: один образ для мрачного курения на общем балконе, второй — для завтрака, третий — для чистки зубов. Кроме социальных сетей, появлению СГГ могут способствовать:
- нестабильная самооценка, которую нужно «подпитывать» одобрением извне;
- недостаток внимания в детстве, которое человек пытается дополучить во взрослом возрасте;
- фразы вроде «Ты особенный», «Ты лучше других» от родителей на этапе взросления;
- тревожность, от которой хочется сбежать в безопасную и контролируемую фантазию,
- инфантильность, которая перекладывает ответственность на воображаемого автора: пусть он решит все проблемы, столкнув с нужными людьми, создав правильный тайминг или дав сверхспособности.
Признаки синдрома главного героя
Грань между безобидной романтизацией и опасной уверенностью в том, что вы действительно являетесь главным героем книги или фильма, довольно эфемерна. Вот по каким признакам можно распознать СГГ:
- Зависимость от социальных сетей, которые становятся площадкой для самопрезентации. Человек с синдромом главного героя создает «историю» через фотографии, видео и тексты постов — там его представления о собственной жизни обретают доказательства, становятся фактами.
- Драматичность и условный перфекционизм. Эстетика решает: в каждом «кадре» должна быть своя изюминка и атмосфера. Картинка не всегда бывает идеальной (поэтому и перфекционизм условный), но в ней точно обязана быть идея. Например, прийти домой после тяжелого дня и расплакаться, сидя на полу в коридоре, — это «вайбово» и кинематографично, поэтому подходит.
- Желание нравиться всем. Людям с синдромом главного героя свойственна зависимость от мнения окружающих и потребность во всеобщем одобрении. Им нравится ощущение, когда на них словно направлен свет софитов, а восторженная публика рукоплещет — в перекладе на современные реалии это проявляется через лайки и просмотры.
- Низкая эмпатия и зацикленность на себе. Весь сюжет строится вокруг главного героя, а окружающие становятся актерами второго плана — массовкой, чьи чувства и переживания только мешают и отвлекают.
- Склонность к эскапизму. СГГ может быть формой побега от реальности: «Мы с партнером почти не разговариваем, но это потому что мы в той точке сюжета, когда он еще не осознал мою ценность. Я подожду».
А что за кадром: польза и вред СГГ
Поскольку синдром главного героя — не заболевание, его критерии могут показаться довольно размытыми. Чтобы понять, приносит романтизация повседневной жизни больше вреда или пользы, можно отталкиваться от личных ощущений.
СГГ помогает, если… | СГГ вредит, если… |
---|---|
укрепляет самооценку: помогает поверить в себя и свои силы, дает ощущение «сюжетной брони» | отвлекает от реальности: если проблему не получается романтизировать, решать ее тоже не хочется |
мотивирует и вдохновляет: у главного героя должна быть амбициозная цель, и вся рутина — это просто путь к ней | портит отношения: окружающие становятся раздражающей или ничего не значащей массовкой, зацикленность на себе приводит к разобщению |
повышает стрессоустойчивость: неудача просто двигает сюжет, а справляться с ней тоже можно кинематографично | формирует нереалистичные ожидания: обычная жизнь с неудачами и без судьбоносных поворотов становится еще более пресной и невыносимой |
развивает креативность: сделать поход в магазин за продуктами эстетичным — задачка со звездочкой, которая взывает к нашей изобретательности | «глушит» потребности и желания: человек играет роль и не задумывается о том, чего ему хочется на самом деле и как это можно получить |
Как избавиться от синдрома главного героя?
Избавляться от синдрома главного героя не так уж и обязательно — все зависит от того, находится ли человек в контакте с реальностью, перевешивает ли польза от романтизации жизни потенциальный вред. Если вы чувствуете, что «проваливаетесь» в выдуманные сюжеты, а реальная жизнь проходит мимо, можно начать с практик осознанности и самоанализа. Вот как можно помочь себе вернуть фокус с «казаться» на «быть»:
- Анализируйте. Когда на окружающую действительность вдруг опускается фильтр из соцсетей, делайте паузу. Подумайте о том, что вы ощущаете сейчас на самом деле, совпадают ли эти эмоции с чувствами вашего амплуа главного героя, не чувствуете ли вы себя запертым в этом образе.
- Развивайте эмпатию. Задумывайтесь о том, что чувствуют другие люди, почему они поступают тем или иным образом, как принимают решения.
- Проведите границу между реальностью и фантазиями. Некоторые события и явления хороши только в кино и книгах. Например, троп с настойчивым мужчиной, который добивается девушки, несмотря на миллион отказов. В кино героиня влюбляется и смахивает слезу умиления на свадьбе: «Если бы ты сдался тогда, я бы никогда не узнала, как счастлива могу быть!». В жизни это — признак абьюза.
- Уменьшите значимость социальных сетей. Вам не обязательно брать аскезу и удалять аккаунты, но сократить время, которое вы проводите в соцсетях, будет полезно.
Если вы захотите поговорить о синдроме главного героя с психологом, можно обратить внимание на специалистов, которые работают в нарративном подходе. Это метод психотерапии, который буквально опирается на истории — те, которые сложились из нашего жизненного опыта и переживаний. Этот подход помогает перейти из позиции наблюдателя, который просто фиксирует эстетичные образы будней, в позицию рассказчика — автора, который определяет направление сюжета, пишет сценарий и несет ответственность за все события в нем.
Романтизировать жизнь — прекрасно. Видеть красоту в смене сезонов, сервировать для себя самые красивые завтраки, любоваться особенностями своего лица или тела — все это и правда делает жизнь более полной, яркой, насыщенной и просто счастливой. Помните: вы — не только main character. Вы еще и film director 💚
Консультация психолога онлайн: современный формат терапии
Вам нужна помощь и поддержка психотерапевта, но нет возможности посещать его лично? Вы можете записаться на сеанс онлайн и работать со специалистом не выходя из дома. В Alter подобрать психолога по вашему запросу можно бесплатно, круглосуточно, анонимно и без регистрации. А если консультация нужна срочно — напишите в чат поддержки, и мы поможем получить квалифицированную помощь как можно скорее.