Что такое ксенофобия
Термин «ксенофобия» образован от двух греческих слов — «ξένος» и «φόβος», «чужой» и «страх» соответственно. Многие фобии считаются расстройствами психики, но ксенофобия — не из числа, она не входит в МКБ и не относится к заболеваниям. Это социальный конструкт, где из неприятия и непонимания всего «чужого» рождается враждебность — к людям другой национальности или вероисповедания, к отличающимся от наших обычаям или культурным особенностям, к представителям противоположного пола, другой ориентации или социального статуса.
Ксенофобию часто путают с расизмом — и, согласно исследованию, они действительно нередко свойственны одним и тем же людям. Однако отличия все-таки есть. Расист убежден, что представители разных рас не равны — и какие-то из них лучше других. Ксенофоб не обязательно мыслит так же — идентификация свой/чужой может проходить по другому критерию. Например, ему могут равноценно не нравиться и любители K-pop, и коллеги, приехавшие в столицу из провинции, и женщины в сварочном цеху — все «чужие», каким-то образом посягнувшие на то, что он считал «своим», привычным, предсказуемым и понятным. Ксенофобии, как и расизму, свойственна идея превосходства «нашего» над «инородным», но она охватывает более широкий диапазон критериев.
Мизогиния тоже может быть одной из вариаций ксенофобского мышления. У нас есть статья о том, откуда берется ненависть к женщинам и почему с ней стоит бороться.
В основе любого ксенофобского убеждения лежит стереотип. Например, что все журналисты — напористые, все женщины — эмоциональные, все москвичи — ленивые и претенциозные. Наша психика склонна экономить ресурсы: в голове как будто есть каталог, где все люди разделены по категориям, и каждой категории присвоены определенные качества. Знакомясь с новым человеком, мы мгновенно причисляем его к какому-нибудь кластеру, экономя таким образом «оперативную память» мозга. Позже это первоначальное суждение может измениться. При этом мнение о кластере обновится вряд ли — скорее получится что-то вроде: «Вася журналист, но очень чуткий и тактичный. Удивительно, как он вообще держится в этой профессии!».
Стереотипы не всегда негативные — например, мы можем считать, что все немцы очень порядочные, законопослушные и педантичные, даже если в жизни ни разу не общались ни с одним человеком из Германии. Но на основе стереотипов рождаются предрассудки — расовые, гендерные, возрастные, религиозные, социальные — и вот они уже, как правило, окрашены негативно.
При этом нельзя сказать, что предубеждения безосновательны всегда и возникают на пустом месте. Например, девушка идет по пустой улице, замечает рядом фигуру — и старается распознать, мужчина это или женщина. А фигура, которая на самом деле тоже девушка, прекрасно понимает эти чувства — и может даже попытаться явно продемонстрировать свой пол (например, сделать вид, что говорит по телефону, чтобы был слышен женский голос). По сути — это проявление ксенофобии, но в данном случае она оправдана. Иногда желание предвосхитить опасную ситуацию и сделать что-то для своей защиты заранее возникает не просто так, а помогает оставаться в контакте с реальностью. Вред подобное мышление приносит тогда, когда выходит за рамки — и кто-то в интернете пишет «Все мужчины — насильники, лучше бы их изолировать».
Ксенофобия может быть разной — например, проявляться в виде враждебности к:
- представителям другой расы или национальности: к предрассудкам такого рода относятся антисемитизм, синофобия или русофобия;
- людям, исповедующим определенную религию: мусульманам, иудеям, католикам или наоборот — атеистам;
- обладателям иного социального статуса или материального положения;
- людям, имеющим другую сексуальную ориентацию или политические убеждения;
- стигматизированным группам: зависимым от психоактивных веществ, больным ВИЧ;
- лицам другого пола или возраста.
Как ведут себя ксенофобы
Ксенофобия может проявляться по-разному. Мы выделили самые распространенные маркеры поведения:
- Страх и/или раздражение при необходимости взаимодействовать с кем-то, кто классифицируется как «чужой». Например, ксенофоб может отменить заказанное такси, если увидит, что у водителя иностранное имя. Или отказаться от рабочего предложения, когда узнает, что его руководителем будет женщина.
- Шутки, снисходительные и язвительные комментарии по поводу национальной одежды, кухни, культурных особенностей или религиозной принадлежности представителей других национальностей. Ксенофобов часто демонстративно смешат иностранные слова: например, в ресторане с азиатской кухней они могут специально коверкать названия блюд или произносить их по слогам, бессознательно желая подчеркнуть: «Я отношусь к этому вашему балагану с „саке маки“ как к нелепой шутке».
- Избегание всего, что классифицируется как «чужое». Некоторые ксенофобы в «балаган с саке маки» в принципе не пойдут — как не будут пытаться понять, почему подросткам нравятся короткие видео в социальных сетях, о чем поют современные исполнители или почему женщинам в 21 веке все еще нужно бороться за равноправие.
- Обвинение «чужих» в проблемах — например, ксенофобы часто считают, что в нехватке рабочих мест и/или инфляции виноваты мигранты. По такому же принципу «врагом» становится новый начальник, который начинает оптимизировать рабочий процесс и вносить изменения в рутину — даже если при предыдущем руководителе отдел действительно занимался ерундой и работал в ущерб бизнесу.
- Убежденность в том, что «чужие» в самом деле отличаются: живут, думают и чувствуют по-другому, руководствуются иными принципами, иначе ставят себе цели и иначе их реализуют. Например, любого смуглого человека с темными волосами ксенофобы могут сторониться, считать по умолчанию «диким, необразованным, буйным, опасным».
Откуда взялась нетерпимость ко всему чужому
В основе ксенофобии лежит эволюционный механизм, благодаря которому выжило человечество — в древние времена племя «чужаков» и впрямь представляло опасность. Сегодня на ее формирование влияют и другие факторы:
- Воспитание. Дети консервативны по умолчанию — именно поэтому их бывает непросто приучить к новой еде или убедить обнять тетю, которую ребенок видит первый раз в жизни. Кроме того, у маленьких детей плохо развито критическое мышление — они склонны верить старшим и бессознательно копировать их убеждения. Например, ребенок может услышать, как бабушка говорит по телефону: «Если бы моя Люда вышла замуж за еврея, я бы считала, что у меня больше нет дочери». Он ничего не знает о евреях и почему быть ими «плохо», просто принимает бабушкин антисемитизм как непреложную истину — и через пару лет уже дразнит одноклассника «жидом».
- Самоидентификация. Нам важно причислять себя в определенной социальной группе — так опять же повелось с древности, когда изгнание из общества было равносильно мучительной гибели. И иногда понимание того, кто такие «мы», начинается с отстройки от «чужих»: «Мы — это те, которые не они».
- Чувство незащищенности. Это относится к ситуациям, когда каких-то ресурсов — например, рабочих мест, — мало. Человек чувствует, что у него «отбирают» что-то важное и нужное — и торопится найти виноватого.
- Пропаганда и влияние СМИ. Некоторые политики могут использовать ксенофобскую риторику, чтобы укрепить свою власть. И вот люди читают сводку криминальных новостей, где делается акцент на вероисповедании или национальности преступников — и начинают верить, что преступления совершают только «чужаки».
Чем опасна ксенофобия
Ксенофобия, которая в разные времена становилась общественной нормой, принесла миру много трагедий. Например, последствием антисемитизма, который был широко распространен с античных времен, стал Холокост. В Югославии в 90-х годах проходили этнические чистки. И до сих пор в Европе, США, России и многих других странах иногда происходят вспышки ксенофобской активности — особенно после громких уголовных дел или терактов.
Намного больше распространена ксенофобия бытовая: когда мы считаем любую женщину с коляской ограниченной «яжматерью», презрительно называем сантехника из ЖЭСа «чуркой» или думаем, что в клуб ходят только те девушки, которые согласны на секс без обязательств в ближайшей подворотне.
Убеждение, что по клубам ходят только «плохие» девушки, не только ксенофобское — оно еще и оправдывает насилие. Рассказали об этом подробнее в статье, которую писали в соавторстве с психологом Alter.
Установка «мы — хорошие, остальные — плохие» дает иллюзию безопасности и контроля: может показаться, что таким образом мы «играем на опережение» и готовимся защититься от потенциальной опасности. Но это не всегда работает так: например, преступления совершают люди с любым оттенком кожи и цветом паспорта. Катологизируя людей, мы не только экономим ресурсы мозга, но и позволяем атрофироваться критическому мышлению — а значит, иногда подвергаем себя большой опасности.
Не повод для вражды: как бороться с ксенофобскими убеждениями
Вот что можно сделать, если вы узнали в статье себя и хотели бы это изменить:
- Найти ошибки собственного мышления. Иногда человек даже не замечает, что дискриминирует кого-то своими словами или действиями. Мы можем искренне думать, что нам не нравится политика конкретной новой начальницы, а не всех женщин или новых сотрудников в компании в целом. Разбираться не хочется — зачем, если этот человек просто нам неприятен? Но, все-таки разобравшись, мы можем обнаружить, что на самом деле скрывается за неприятием — и иногда это будет как раз убеждение, что женщины не должны занимать руководящие должности.
- Попытаться понять, откуда взялись ксенофобские установки. И разобрать, рациональны ли они. Скорее всего, вы вспомните десяток примеров, когда мигрант не устраивал теракта, а женщина не была глупа и экзальтированна.
- Открыться новому. Чтобы перестать бояться «чужаков», иногда бывает полезно познакомиться с ними поближе — узнать их культурные особенности, историю, понять как они мыслят и принимают решения. И обнаружить, что мир за границами привычного — разнообразный, яркий, интересный и совсем не опасный. Сделать это можно как с помощью теории (видеоролики, фильмы, книги), так и практики (прямое общение с теми, кто раньше казался подозрительным чужаком).
Мы не можем победить ксенофобию как явление, но это не значит, что должны занять позицию выученной беспомощности и смириться. С одной стороны мы все очень разные — отличаемся цветом кожи и разрезом глаз, привычками и традициями, взглядами и убеждениями. С другой — мы все волнуемся, когда влюбляемся, плачем и грустим, если чувствуем себя одиноко, радуемся своим достижениям, заботимся о близких — на самом деле мы похожи достаточно для того, чтобы относиться друг к другу с уважением.
Консультация психолога онлайн — поддержка в любой ситуации
Тяжело встать с кровати, все раздражает или кажется, что больше ни в чем нет смысла? Обратитесь к психотерапевту, который вас поймет и поможет решить проблему. Найти своего специалиста непросто, но мы максимально облегчили эту задачу. В базе Alter более 900 проверенных психологов, и мы подберем того, кто эффективно работает именно с вашим запросом. Услуги подбора психолога доступны круглосуточно, бесплатно, анонимно и без регистрации. А если помощь необходима срочно — напишите в чат поддержки, и мы запишем вас на сеанс.