Альфред Адлер и его индивидуальная психология
Альфред Адлер — психолог, психиатр и философ, чьи идеи заложили основу индивидуальной психологии. Его работы призывают к холистическому взгляду на человека: личность стоит рассматривать как целостную систему, в которой все элементы — от переживаний до поведения — связаны между собой и подчинены внутренней логике.
В детстве Адлер тяжело болел, пережил смерть младшего брата и рано столкнулся с ощущением уязвимости. Эти события побудили его задуматься: как человек справляется со своей уязвимостью? Со временем он пришел к ключевой идее: чувство неполноценности запускает стремление к значимости и признанию — и именно оно во многом определяет, как человек будет строить свою жизнь.
В статье рассказали о том, что такое комплекс неполноценности и как его преодолеть.
Сначала Адлер работал врачом (офтальмологом и специалистом общей практики), интересовался психиатрией и был одним из первых соратников Фрейда. В 1910 году он стал председателем Венского психоаналитического общества, но вскоре между ним и Фрейдом наметились разногласия. Адлер все меньше соглашался с тем, что сексуальность — главный источник внутреннего конфликта. Он видел в человеке прежде всего стремление к значимости, принадлежности и социальной адаптации.
В 1911 году он покинул Психоаналитическое общество и основал Ассоциацию индивидуальной психологии. Его идеи быстро распространились — особенно в образовании и семейной терапии. В центре внимания была не симптоматика, а образ жизни человека: как он воспринимает себя и мир, какие трудности испытывает и к чему стремится. Хотя сейчас сама по себе теория Адлера в психологии используется нечасто, его идеи стали основой для множества современных направлений в психотерапии (в том числе когнитивно-поведенческой, экзистенциальной и системной терапии).
Ключевые идеи индивидуальной психологии
Адлер считал, что поведение человека невозможно понять в отрыве от его целей, стремлений и представлений о себе. В основе его подхода — несколько ключевых идей, которые помогают понять, как формируется личность и за счет чего возможны изменения:
- Чувство неполноценности и компенсация
Адлер считал, что развитие личности начинается с переживания слабости. Каждый ребенок так или иначе сталкивается с ощущением уязвимости — потому что он и впрямь уязвим, зависит от значимых взрослых, их решений и реакций. Это запускает внутреннюю работу: как справиться, стать сильнее, заслужить признание. Умеренное чувство неполноценности может вести к росту, а чрезмерное — к гиперкомпенсации: стремлению доминировать и отвергать слабость в себе и других.
- Социальный интерес
Адлер называл социальным интересом врожденное чувство общности с другими людьми. Когда это чувство совсем не выражено или выражено слабо, человеку труднее адаптироваться и справляться с тревогой.
- Стремление к превосходству
По мнению Адлера, человек стремится развиваться, расти и преодолевать свои ограничения. Когда он ощущает связь с другими людьми и хочет вносить вклад — в общее дело, в отношения, в жизнь вокруг — развитие помогает почувствовать уверенность в себе и укрепляет психологическую устойчивость. Но если фокус только на личных достижениях и сравнении себя с другими, стремление к росту легко превращается в попытку доказать свою ценность.
- Жизненные цели и стиль жизни
По мнению Адлера, уже в детстве человек формирует для себя внутреннюю цель — представление о том, каким нужно быть и чего достичь, чтобы чувствовать свою ценность. Вокруг этой цели постепенно складывается стиль жизни по Адлеру: характерный способ воспринимать все вокруг. Насколько этот стиль устойчив и помогает адаптироваться, можно понять по тому, как человек справляется с тремя главными задачами: строит близость, реализуется в работе и находит свое место в обществе.
- Творческая энергия
Творческой энергией Адлер называл способность человека переосмысливать опыт и выбирать, как на него реагировать. Даже если многое заложено в детстве, у каждого есть возможность изменить установки, отказаться от устаревших сценариев и попробовать новые способы поведения.

Роль детства и семьи в формировании личности
Атмосфера в семье — это среда, в которой формируются первые представления ребенка о себе, других и мире. Здесь он постепенно осваивает, что нужно делать, чтобы получить внимание, наладить отношения, справиться с конкуренцией и заслужить признание. Согласно теории Адлера, многое зависит от того, каким по счету ребенок родился и какая роль ему «досталась»:
- Первенец часто чувствует на себе больше ответственности и старается соответствовать ожиданиям взрослых. Появление младших братьев или сестер может восприниматься как потеря «особого положения», из-за чего у ребенка формируются свои способы сохранять значимость — например, стремление быть лучшим, все контролировать или как можно раньше стать самостоятельным.
- Средний ребенок может чувствовать себя «невидимкой», искать свое особое место или конкурировать с теми, кого считает более успешными.
- Младший обычно получает больше заботы и свободы, но может испытывать давление из-за сравнений или, наоборот, развивать гибкость и амбиции, стараясь догнать остальных.
- Единственный ребенок чаще ориентируется на взрослых и родительские ожидания. Это может помочь раньше стать самостоятельным, но иногда приводит к излишней серьезности и перфекционизму.
Важную роль играют и фигуры родителей. От матери ребенок обычно получает первый опыт привязанности и заботы. Отец чаще ассоциируется с правилами, границами и признанием. Наблюдая за тем, как в семье распределяются роли и выражается любовь, ребенок постепенно формирует собственное представление о том, какими могут быть отношения.

Четыре стиля личности
Согласно теории Адлера, с детства человек выбирает свой способ взаимодействия с людьми и решения жизненных задач — он называл это «стилем личности». Типы личности по Адлеру закладываются еще в раннем возрасте. Вот какими они могут быть:
- Управляющий стиль
Человек такого типа привык все контролировать и решать за других. Он любит быть лидером, стремится к доминированию и часто идет напролом. Причина обычно в том, что в детстве он не чувствовал себя сильным и значимым, и теперь пытается компенсировать это через власть и контроль.
- Берущий стиль
Эти люди скорее ждут помощи и поддержки от окружающих, чем действуют сами. Им сложно принимать самостоятельные решения, они нуждаются в постоянном внимании и одобрении. Обычно это результат излишней родительской заботы, которая не позволила развить уверенность в своих силах.
- Избегающий стиль
Такой человек старается держаться подальше от любых сложностей и конфликтов. Он боится неудач, часто замыкается в себе и не проявляет инициативу. В детстве такие люди, как правило, сталкивались с критикой и страхом не оправдать ожидания взрослых.
- Социально-полезный стиль
Такому человеку легко ладить с другими. Он умеет договариваться, не боится просить о помощи и сам готов поддержать. Обычно за этим стоит опыт теплых и уважительных отношений в детстве — когда ребенка слышали и принимали, помогали справляться с трудностями.

Как работает психотерапия по Адлеру
Цель адлерианской терапии — не просто избавить человека от симптомов, а помочь ему увидеть скрытые установки, которые управляют его жизнью, и научиться действовать иначе. Чаще всего в кабинет психотерапевта приходят с конкретными и понятными проблемами:
💬 «Я не могу построить близкие отношения — всегда выбираю холодных и эмоционально недоступных партнеров»;
💬 «Не умею отказывать и жертвую собой ради других»;
💬 «Много тревожусь, боюсь критики и пытаюсь делать все идеально»;
💬 «Срываюсь на близких и не понимаю, почему постоянно чувствую раздражение».
За такими запросами стоит стиль жизни, о котором говорил Адлер: устойчивый набор убеждений и стратегий поведения, сформированный еще в детстве. Например, человек, который выбирает холодных партнеров, может подсознательно избегать близости, считая ее опасной. Тот, кто всегда стремится быть идеальным, вероятно, пытается заслужить одобрение и боится отвержения.
В адлерианской терапии с этим работают через понимание и изменение глубинных убеждений. Сначала терапевт помогает человеку увидеть, что именно стоит за его повседневными поступками и реакциями. Это похоже на то, как из разрозненных эпизодов жизни человек впервые складывает понятную картинку: «Я избегаю конфликтов, потому что в детстве любое мое мнение отвергалось», или «Я боюсь просить о помощи, потому что привык чувствовать себя лишним и ненужным». Следующая задача — пересмотреть эти установки. Для этого в терапии могут использоваться:
- Работа с воспоминаниями и детскими сценариями — чтобы понять, откуда взялись эти убеждения.
- Обсуждение текущих ситуаций — терапевт и клиент выясняют, как эти убеждения проявляются в конкретных ситуациях сегодня.
- Упражнения и эксперименты — клиент учится говорить «нет», выражать недовольство без страха, начинать разговор первым или пробовать новые роли в отношениях.
Особенность подхода Адлера — акцент на взрослой позиции. Человек постепенно учится осознавать свои решения и брать за них ответственность. Вместо привычных реакций, которые когда-то помогали выжить, он пробует новые, которые помогают жить более свободно и гармонично.
Критика идей Адлера
Индивидуальная психология Адлера оказала большое влияние на развитие психотерапии, но, как и у любой теории, у нее есть слабые места:
- Сложности с научной проверкой
Многие идеи Адлера основаны на наблюдениях, а не на строгих исследованиях, и их сложно проверить экспериментально. Такие понятия, как «стремление к превосходству» или «чувство неполноценности», расплывчаты — если очень захотеть, ими можно объяснить почти любое поведение.
- Фокус на целях
Адлер считал, что поведение человека всегда связано с какой-то целью, даже если она неосознанная. Это помогает понять логику поступков, но иногда делает объяснение слишком прямолинейным. Спонтанность, радость, интерес — все, что не вписывается в достижение цели, — как будто выпадает из поля зрения.
- Фокус на социальной пользе
Адлер считал, что важно чувствовать связь с другими и приносить пользу обществу. Но для некоторых это может обернуться внутренним требованием всегда быть хорошим и полезным — даже в ущерб себе. Особенно тяжело тем, кто и без того часто игнорирует свои потребности.
- Слабая опора на биологию
В те времена, когда работал Адлер, о нейрофизиологии знали мало. Но сегодня критики указывают, что в его модели практически нет места генетике, гормонам, нейробиологическим особенностям — хотя они влияют на настроение, темперамент и поведение.
- Проблема универсальности
Адлер полагал, что стиль жизни формируется в детстве и остается стабильным. Но в реальности поведение часто меняется — в зависимости от ситуации, возраста и культуры. Например, один и тот же человек может быть застенчивым в новой компании, но уверенным, энергичным и инициативным на работе.
Развитие идей индивидуальной психологии
Идеи Адлера повлияли на развитие многих направлений — от гуманистической психологии до когнитивной терапии и семейного консультирования. Его взгляд на человека как на активного, думающего и включенного в общество вдохновил таких психологов, как Маслоу, Роджерс и Франкл.
Стремление к развитию, о котором писал Адлер, легло в основу иерархии потребностей Маслоу — подробнее о ней рассказали в статье.
Многие известные сегодня психотерапевтические стратегии — например, работа с убеждениями в когнитивной терапии или внимание к семейной атмосфере в воспитании — выросли из его идей. Ученик Адлера Рудольф Дрейкурс адаптировал эти идеи для родителей и учителей, и до сих пор они используются в книгах и тренингах по воспитанию.
Со временем адлерианские идеи стали настолько распространенными, что их часто воспринимают как нечто само собой разумеющееся — даже если уже не помнят, откуда они взялись.

С точки зрения адлерианской терапии, многие из нас годами живут по знакомым сценариям: стараются быть безупречными, боятся показаться слабыми, снова и снова оказываются в отношениях, где чувствуют себя ненужными. Такие «маршруты» могут казаться случайными, но часто за ними стоит внутренняя логика — устойчивая система взглядов и стратегий, которая формируется еще в детстве.
Разобраться в этой логике и постепенно начать ее менять помогает терапия. Специалист поддерживает в том, чтобы увидеть, как прошлый опыт влияет на поведение, какие убеждения лежат в основе решений — и как можно по-другому выстраивать отношения с собой и другими. Начать можно с подбора психолога под ваш запрос. А если сейчас нужна срочная поддержка, загляните в наш раздел с контактами бесплатной психологической помощи.
Автор: Елизавета Чекановская

Консультация психолога онлайн: доступная и безопасная терапия
Иногда со сложностями получается справиться самостоятельно, но бывает, что без помощи специалиста не обойтись. В Alter подобрать проверенного психотерапевта можно бесплатно, круглосуточно и без регистрации. А если вам нужна срочная помощь, в нашем чате поддержки 7 дней в неделю готовы подсказать удобное время для сеанса. Услуги психотерапии через Alter — это удобно, анонимно и безопасно.